Самый первый подвесной велодвигатель Соичиро Хонда разработал и выпустил в 1946 году. Приобретя большую партию двигателей, первоначально предназначенных для питания армейских радиостанций, Соичиро модифицировал их таким образом, чтобы масло и отработавшие газы не пачкали одежду велосипедиста.
Каждая деталь была демонтирована и очищена перед отгрузкой; после повторной сборки для всех велосипедов был выполнен пробный заезд. В дни послевоенной разрухи велосипеду было достаточно просто двигаться. Однако были приложены максимальные усилия для того, чтобы создать эти двигатели надёжными и простыми в использовании.
Благодаря этому они быстро завоевали репутацию надежных агрегатов с минимальным процентом отказов. Вскоре первоначальная партия из 500 двигателей была полностью реализована, что побудило Хонду приступить к разработке нового двигателя. Первая собственная разработка Хонды получила название «двигатель А-типа». Это был двухтактный одноцилиндровый двигатель объемом 50 куб. см с воздушным охлаждением.
Конструкция двигателя А-типа была специально запроектирована в литом исполнении. Литье под давлением имело свои преимущества, поскольку уменьшало количество деталей и производственных процессов и значительно снижало объемы отходов в виде металлической стружки. Стоит отметить, что на то время значительные первоначальные инвестиции в подготовку к массовому производству казались для столь мелкого предприятия безрассудными. Тем не менее, в свете того, что облегчение веса двигателя, а также сокращение количества производственных процессов и деталей являлось приоритетной задачей, решение которой помогло бы значительным образом снизить затраты, было принято решение внедрить на предприятии метод литья под давлением.
Как и планировалось, двигатели A-типа работали отлично, с минимумом поломок. Особое внимание в конструкции было уделено аспектам безопасности, таким как, например, размещение выхлопной трубы, которая может сильно нагреваться, на одной линии с рамой для отвода выхлопных газов в направлении книзу. Гайки и болты, широко используемые в то время, зачастую имели неточную резьбу и постоянно разбалтывались. С целью предотвращения проблем, обусловленных разболтавшимися гайками, Honda внедрила ряд инновационных изменений. Двигатель A-типа также был спроектирован таким образом, чтобы его можно было разобрать без специальных инструментов, благодаря чему он приобрел отличную репутацию у сотрудников велосипедных магазинов, которые с ним работали.
Подвесной велодвигатель Honda A-типа выпускался вплоть до 1951 года. При разработке его преемника – подвесного велодвигателя Cub F – отдельное вниманием уделялось простоте конструкции, удобству эксплуатации и долговечности. Стоимость Cub F составляла 25 000 иен. На то время для велосипедного двигателя это была очень высокая цена. Она приблизительно соответствовала доходу среднестатистического японского офисного работника за три месяца. Однако репутация, приобретенная продукцией Honda благодаря отличному качеству, перевешивала сомнения относительно цены. Людям нравилась ее надежность и простота использования, и они были готовы платить больше за двигатели производства Honda.
В первый год производства было продано
25 000 двигателей.
К моменту выпуска Cub F в 1952 году минуло семь лет с момента окончания войны, и восстановление японской экономики шло усиленными темпами.
Уровень механизации труда в таких отраслях, как строительство, сельское хозяйство и рыболовство, неизменно рос. В сентябре 1952 года Honda объявила о выпуске первого универсального двухтактного 50-кубового одноцилиндрового двигателя H-типа с принудительным воздушным охлаждением и мощностью в 1 лошадиную силу.
Основные компоненты двигателя H-типа были изготовлены из алюминия методом литья под давлением, что позволило создать легкий и компактный двигатель общим весом в 6 кг. Поскольку пуск большинства двигателей того времени зачастую представлял собой настоящую проблему, публика хорошо приняла тросовый ручной стартер двойного действия. Honda также поставляла двигатели H-типа на условиях комплектной поставки от изготовителя в качестве автономного элемента питания для ранцевых инсектицидных опрыскивателей, из которых более 5000 единиц было экспортировано в Бразилию для использования на кофейных плантациях.
В то время подавляющее большинство универсальных двигателей представляли собой шумные, сильно вибрирующие двухтактные двигатели, которые испускали ядовитые пары, либо же большие, тяжелые и трудноуправляемые дизельные агрегаты с жидкостным охлаждением, работавшие на керосине, которому был присущ характерный резкий запах. Переход на четырехтактную конфигурацию позволил бы снизить уровень вибрации, обеспечить экономию топлива и устранить большинство неприятных запахов, а также значительно повысить износостойкость в долгосрочной перспективе. С другой стороны, это усложнило бы производство двигателя и, как результат, повысило бы производственные затраты.
Компания Honda поставила перед собой задачу создать четырехтактный двигатель, которым бы могли без труда пользоваться даже жены фермеров. В декабре 1954 года компания запустила свой двигатель T-типа «для фермеров». Он представлял собой компактный источник питания, пользоваться которым могли даже те, кто не имел опыта и навыков работы с двигателями.
С увеличением мощности до 2,5 лошадиных сил двигатель T-типа был спроектирован так, чтобы обеспечивать надежную работу даже при установке под углом, и был оснащен первым карбюратором Honda собственного производства. Его глушитель не обесцвечивался под воздействием высоких температур, сохраняя привлекательный внешний вид, а сам двигатель был очень прост в эксплуатации.
В 1950-х годах экономика Японии демонстрировала бурный рост. Молодежь из бедных деревень переезжала в города в поисках работы. Внезапное сокращение числа молодых людей в сельской местности привело к тому, что всю работу приходилось выполнять «мамам, дедушкам и бабушкам».
В 1953 году был принят закон «О поощрении механизации в сельском хозяйстве», нацеленный на повышение производительности и совершенствование методов управления в сельском хозяйстве. Уровень механизации в сельском хозяйстве неуклонно рос на фоне сокращения рабочей силы.
К 1956 году самоходные молотилки использовались более чем на 2,7 миллионах ферм, что составляло половину общего числа фермерских хозяйств Японии.
Японский рынок сельскохозяйственной техники вскоре был монополизирован небольшим числом специализированных производителей. Для новых производителей практически не осталось места.
В то время на рынке сельскохозяйственной техники доминировали крупные, тяжелые и сложные в эксплуатации агрегаты «профессионального назначения». Также был в незначительном количестве представлен сельскохозяйственный инструмент, который могли бы использовать в работе жены фермеров.
На этом фоне идея Хонды о желании «видеть в каждом доме оборудование, питание которого обеспечивали бы силовые агрегаты Honda, сократить ручной труд, повысить производительность и сделать Японию более богатой страной» была подкреплена созданием в 1958 году отдела проектирования и разработки сельскохозяйственной техники.
Вместо того, чтобы довольствоваться производством двигателей, Honda делала первые шаги в разработке и создании фирменных комплектных агрегатов, которые впоследствии станут неотъемлемой частью каждого домохозяйства. Конечно же, основная идея всегда состояла в том, чтобы «улучшать жизнь людей с помощью технологий».
Генераторы Honda обеспечат необходимую мощность, где и когда это необходимо. Именно с этой целью они и разработаны. Широкий модельный ряд силовой техники Honda отвечает разнообразным потребностям потребителей по всему миру: это и легкие переносные модели, и промышленные электрогенераторы повышенной мощности, и аварийные резервные генераторы, которые работают в полностью автономном режиме в случае отключения электроэнергии.
Первым генератором, который Honda выпустила в 1965 году, была компактная переносная модель E300.
Двигатели внутреннего сгорания для питания электрических генераторов используются довольно давно. При создании своей самой первой модели – подвесного велодвигателя – компания Honda воспользовалась наработками, воплощенными в генераторе портативного радиопередатчика, который был создан для использования в военное время Императорской армией Японии. В 1950-х годах электрические генераторы, как правило, использовались исключительно крупными производственными или военными объектами. Такая техника была довольно громоздкой, сложной и шумной.
В 1962 году специалисты Honda предложили разработать переносной источник питания для революционного для того времени микротелевизора Sony, в результате чего был создан прототип E40. Благодаря небольшим размерам и весу E40 кардинальным образом изменил представление об электрических генераторах. И хотя модель E40 не была запущена в полномасштабное серийное производство, преимущества воплощенных в ней беспрецедентных технических решений, включая наличие всех необходимых механизмов в едином корпусе, были использованы при разработке E300 — первой серийной модели переносного генератора Honda, которая поступила в продажу в 1965 году.
«Небольшой размер, малый вес и удобство переноски», «тихая работа и простота в использовании», а также «привлекательный дизайн, как у бытовых электроприборов» — такие задачи ставили перед собой разработчики E300. Специально разработанный для данной модели 55-кубовый четырехтактный двигатель имел боковое расположение клапанов и помещался в небольшом корпусе E300. Многочисленные технические новшества, реализованные в данной модели, включали, среди прочего, инновационный механизм вращения клапана, благодаря которому увеличивалось время работы агрегата, и первый в мире распределительный вал с ременным приводом газораспределительного механизма, который был одновременно и легким, и бесшумным. Корпус E300 выглядел как небольшой чемоданчик с ручкой и лаконичными переключателями, обеспечивающими простоту управления, — такова была задумка конструкторов.
Выпуская модель на рынок, специалисты Honda предполагали, что генератор будет использоваться преимущественно в быту, однако благодаря удобству эксплуатации спрос на него оказался массовым и в профессиональной среде – на строительных площадках и т.п.
Модель E300 приобрела громадную популярность. В общей сложности, было продано 500 000 единиц.
Популярность E300 помогла собрать статистические данные для формирования законодательной базы, регулирующей разработку переносных электрогенераторов, в первую очередь, в разрезе требований безопасности, а также усовершенствовать последующие модели соответствующим образом.
В 1979 году на смену E300 пришла модель E400 с более высоким значением выходной мощности и усовершенствованной схемой автоматического регулирования напряжения для обеспечения более стабильного выходного напряжения. Еще более удобная в использовании, модель EX400 была по достоинству оценена потребителями: за год по всему миру было продано 100 000 единиц. Известная в Японии как DENTA, модель фактически стала синонимом того, что принято называть переносным электрогенератором.
Начиная с 1990-х годов, мир покоряют все новые и новые поколения персональных компьютеров и быстродействующих высокоточных электронных устройств. Такие электронные устройства создавались с расчетом на питание от бытовых электрических розеток (иными словами, от сети с электрическим сигналом чистой синусоидальной формы). Переносные электрогенераторы, использовавшие бензиновый двигатель для производства электроэнергии, как правило, генерировали сигнал искаженной формы, если сравнивать его с электрическим сигналом крупных централизованных генераторных установок, питающих дома и предприятия. На тот момент специалисты во всем мире озаботились решением экологических проблем. В этой связи требовались бесшумные топливосберегающие генераторы с низким уровнем вибрации.
Компания Honda взялась за непростую задачу по разработке генератора с низким уровнем шума и вибрации, с минимальным объемом выброса отработавших газов, который бы производил переменный ток с синусоидой, аналогичной синусоиде тока из стандартной бытовой розетки или даже более чистой синусоидой. Переносные электрические генераторы серии GENE21 поступили в продажу в 1998 году. Чистую синусоиду генерировал первый в своем роде процессор, способный производить десятки тысяч вычислительных операций в секунду. Модели этой серии были оснащены недавно разработанным высокоскоростным многополюсным синхронным генератором с внешним ротором, а также синусоидальным инвертором.
Благодаря компактному размеру синхронного генератора и примерно двукратному снижению веса по сравнению с предыдущими моделями, 13-килограммовая модель EU9i стала самой легкой моделью в классе 1 кВА.
Двухслойная звукоизоляция прошла испытания на соответствие даже самым строгим в мире Европейским нормам шумового загрязнения окружающей среды (EN), а оснащение агрегата специальным дросселем Eco Throttle для автоматического управления частотой вращения двигателя позволило снизить расход топлива на 20–40%. Выбросы отработавших газов и уровень шума также были успешно сведены к минимуму; появилась возможность генерировать еще больше энергии за счет параллельного подключения двух генераторов.
Серия GENE21 была разработана с учетом потребностей 21-го века и включала линейку моделей с улучшенными характеристиками производительности, сверхнизким уровнем шума и модели с электронным управлением впрыском топлива. «Красные генераторы» Honda продолжали совершенствоваться, став синонимом высокого качества и обеспечив бренду признание по всему миру, в том числе в Европе и Северной Америке, где для выездных досуговых мероприятий активно используются энергоемкие потребители, такие как, например, кондиционеры. К 2006 году было произведено более 1 миллиона генераторов серии GENE21.
Выпущенный в 1965 году электрогенератор Honda E1000 был не только переносным, но и более мощным, что соответствовало требованиям промышленного применения. Его двигатель и генераторный блок были установлены на прочной трубчатой стальной раме, что придавало E1000 элегантный внешний вид, который значительно отличался от незамысловатой конструкции предшественников. Благодаря привлекательному дизайну, простоте эксплуатации, высокой надежности и долговечности модель E1000 завоевала отличную репутацию, в том числе и в профессиональной среде.
Бесшумная работа крайне важна при осуществлении ночных строительных работ в районах городской застройки. Именно поэтому в 1973 году компания выпустила серию ультра-бесшумных генераторов EM, обеспечивающих высокую производительность и низкий уровень шума. Показательным в этом плане был эпизод, который произошел на заключительных этапах разработки: ночные испытания проводились перед домом инженера-разработчика, и никто из соседей не услышал ни звука. Серия EM получила высокую оценку в том числе и за бесшумную работу и вскоре стала широко использоваться на съемках кинофильмов и на телевидении.
Компания Honda ведет постоянную работу, цель которой – удовлетворять потребности в электроэнергии, которые значительно отличаются в разных странах, предлагая широчайший ассортимент продукции – от переносных компактных моделей до высокомощных промышленных агрегатов.
Совокупный объем производства электрогенераторов Honda в 1978 году превысило 1 миллион единиц.
В свете того, что мир периодически потрясают крупномасштабные бедствия, существенное внимание уделялось необходимости эффективной генерации электроэнергии в чрезвычайной обстановке. Мощное землетрясение в японском Ханшине, случившееся ранним январским утром 1995 года, привело к массовым отключениям электроэнергии, что парализовало работу транспорта из-за сбоя работы светофоров. Отсутствие электричества стало серьезным препятствием на пути к устранению последствий землетрясения и сделало невозможной отправку резервных ресурсов из соседних регионов.
На случай подобных ситуаций специалисты Honda разработали линейку аварийных генераторов, которые автоматически запускаются в случае отключения электроэнергии, а затем, когда их помощь уже не требуется, автоматически отключаются. Такие агрегаты имели сверхпрочное лакокрасочное покрытие со сроком службы более 20 лет (в том числе в условиях использования на открытом воздухе). Эти аварийные генераторы были доставлены в более чем 500 населенных пунктов Японии с сопроводительной запиской, в которой производитель написал «Мы надеемся, что эти генераторы никогда не придется использовать по назначению».
Великое Восточно-японское землетрясение 2011 года и вызванное им цунами в мгновение ока уничтожили инфраструктуру региона. В этих обстоятельствах исключительного характера переносные генераторы подтвердили свою эффективность. Специалисты Honda извлекли из ситуации соответствующие уроки и разработали модели EU9iGP (апрель 2012 г.) и EU15iGP (апрель 2014 г.) в качестве аварийных электрогенераторов для использования в случае стихийных бедствий. Генераторы работают на пропане, который, как оказалось, было легче достать, чем бензин, во время и после катастрофы.
С момента выпуска E300 в 1965 году специалисты Honda в своих научных изысканиях, нацеленных на повышение эффективности генераторов, также уделяли существенное внимание используемому в них топливу. Выпущенная в 2010 году модель Enepo 9iGB представляла собой газовый генератор на бутане, заправленном в топливные баллоны. Баллоны с газом проще купить и безопаснее хранить, чем бензин, поэтому Enepo 9iGB вскоре приобрел популярность даже среди начинающих пользователей электрических генераторов.
В 2017 году Honda также начала продажи LiB-AID E500 – аккумуляторного устройства нового типа. Его встроенные литий-ионные аккумуляторы можно заряжать от бытовой или автомобильной розетки, при этом сам источник питания достаточно легко переносить. Его компактный корпус напоминает оригинальную модель E300, что было сделано намерено, как дань уважения прототипу. Вес агрегата – всего 5,3 кг, благодаря чему его легко переносить. Ключевой особенностью E500 является отсутствие выхлопных газов, что позволяет безопасно использовать его в помещении или даже в автомобиле или палатке.
Встроенный инвертор охлаждается электрическим вентилятором; модель работает очень тихо. LiB-AID E500 также невероятно прост в управлении – достаточно всего лишь вставить вилку в сеть или подключить его к USB-порту и нажать кнопку. Он также оснащен синусоидальным инвертором, поэтому его можно использовать для питания чувствительных высокоточных устройств, таких как персональные компьютеры, смартфоны и т.д.
Кроме того, предусмотрено параллельное подключение с другими высокопроизводительными генераторами Honda, такими как GENE 21 или Enepo 9iGB, что позволяет обеспечивать питанием более энергоемкие устройства. Аккумуляторное устройство LiB-AID 500 можно использовать в быту. Его разработка – ответ на вызовы времени. Концепция была претворена в жизнь благодаря технологиям и идеям Honda, накопленным за долгие годы исследований и разработок в области электрических генераторов.
Широкая линейка электрических генераторов Honda в настоящее время пополнилась аккумуляторными устройствами. Это одновременно и похожие, и принципиально разные типы переносных источников питания, которые имеют безграничный потенциал развития.
Для жителей США и Европы газонокосилка сегодня стала привычным садовым инструментом. Еще в 1970-х годах газонокосилки завоевали огромный рынок с глобальным товарооборотом более 8,5 миллионов единиц, из которых более 5 миллионов приходилось на Северную Америку.
Однако у газонокосилок того времени нередко возникали проблемы с пуском двигателя. Многие из них постоянно ломались. Имелись также проблемы с безопасностью. При неправильной эксплуатации быстро вращающийся нож газонокосилки мог нанести серьезные травмы. В большинстве моделей того времени меры обеспечения безопасности вообще не были реализованы. Это приводило к большому количеству несчастных случаев, особенно в результате попыток извлечь застрявшую в корпусе режущей деки траву без предварительной остановки двигателя. Рассматривался даже вопрос о том, чтобы на законодательном уровне обязать производителей устанавливать защиту, однако ввиду множества затруднений технического характера ни один соответствующий закон так и не был принят. При этом потребителям нужны были более безопасные и простые в эксплуатации газонокосилки.
В то время в Японии моторизованные газонокосилки все еще считались редкостью. Поэтому разработка подобного садового инструмента являлась для компании Honda своего рода вызовом. Для начала нужно было определить приоритетные направления исследования в полевых условиях. Помимо изучения природных условий и пожеланий пользователей, специалисты Honda также собирали и выращивали образцы различных видов газонов. Проводимые исследования были основательными и подробными и охватывали все аспекты — от выращивания травы до разнообразных условий скашивания и порядка удаления обрезков.
В ней были реализованы механизмы BBC (тормозная муфта ножа) и вакуумного действия, а также множество прочих инновационных разработок.
Отличительной чертой HR21 было наличие так называемого «механизма вакуумного действия», который с помощью завихрений воздуха от вращения ножа приподнимал траву, чтобы её было проще эффективно скосить. Также пользователи могли легко задать один из трех типов кошения. Режим «сбор» выбирали для сбора большого количества выброшенной косилкой травы в специальный опорожняемый травосборник. В режиме «выгрузка» косилка работала непрерывно, просто отбрасывая скошенную траву, которую можно было собрать позже. Режим «мульчирование» подразумевал измельчение короткой травы с последующим разбрасыванием измельченной травы по земле.
Для удобства эксплуатации HR21 все элементы управления газонокосилкой были расположены таким образом, чтобы пользователь мог регулировать работу инструмента, не отнимая ладоней от ручки. В качестве источника питания HR21 был выбран двигатель Honda GV150, который обеспечивал легкий пуск, работал практически бесшумно и отличался долговечностью.
Оригинальной разработкой Honda, воплощенной в модели HR21, стал механизм ВВС (тормозная муфта ножа), который обязан своим появлением настоятельной необходимости снизить травматизм при работе с агрегатом. При разработке данного механизма приоритетное внимание уделялось безопасности. Лезвия ножа вращались, только если рычаг управления муфтой был крепко зажат рукой. Отпускание рычага приводило к немедленному торможению и быстрой остановке ножа в течение примерно 3 секунд.
Инновационные характеристики газонокосилки HR21 в точности совпали с потребностями региональных сообществ.
Механизм ВВС не только обеспечил безопасность пользователя, но и сделал его работу более удобной. Двигатель мог продолжать работу даже с остановленным ножом, поэтому пользователю не нужно было останавливать и заново запускать двигатель каждый раз, когда требовалось опорожнить травосборник. Инновационный механизм BBC производства Honda стал первым в мире предохранительным устройством для газонокосилок. Само его появление дало толчок к разработке стандартов безопасности при использовании колесных газонокосилок в США и мощный стимул к развитию и совершенствованию предохранительных механизмов.
Высококачественные безопасные колесные газонокосилки Honda вскоре покорили весь мир, включая Европу. В 1984 году компания открыла фабрику по производству газонокосилок в Соединенных Штатах, а чуть позже – фабрики во Франции, Австралии и других странах. По сей день Honda стремится удовлетворять потребительских спрос, независимо от региона присутствия.
Данная модель появилась на свет, когда технический потенциал Honda и столь характерное для японцев стремление проработать всё до мельчайших деталей слились воедино. В итоге, помимо идеально постриженных лужаек и газонов, пользователи получили удобную, и что самое главное, безопасную садовую технику.
Базовая конфигурация и функциональные возможности HR21 были сохранены в каждой последующей модели, однако каждый новый выпуск подразумевал какие-либо усовершенствования. Двигатель был заменен на более эффективный. Одновременно Honda продолжала добавлять к базовой функции (то есть к стрижке газонов) принципиально новые. Среди них, к примеру: гидростатическая трансмиссия (HST), которая позволяет изменять скорость в процессе кошения, вариаторная трансмиссия (VST), обеспечивающая возможность контроля скорости газонокосилки при помощи единственного рычага, легкий и прочный корпус (крышка) из термореактивного пластика, автоматическая воздушная заслонка, значительно упрощающая пуск двигателя.
Позже появилась система варьируемого мульчирования (VMS), повзоляющая оперативно переключаться из режима сбора в режим мульчирования, при этом измельчитель мог мульчировать как срезанную траву, так и опавшие листья.
Эксплуатационные качества газонокосилок Honda продолжают совершенствоваться за счет внедрения новейших разработок. В их числе: трансмиссия Smart Drive для более плавной регулировки скорости, трансмиссия Select Drive (выпущена в 2015 году) с удобной ручкой регулировки для установления максимальной скорости, и т.д.
С учетом изменяющихся обстоятельств и в свете современных демографических и социальных тенденций, таких как старение населения и разнообразие возможностей для досуга, в начале XXI века в Европе начали появляться роботизированные газонокосилки. В 2012 году Honda представила в Европе свою новую полностью автоматическую роботизированную газонокосилку Miimo (в Японии она была выпущена в 2017 году).
В Miimo нашли воплощение три базовые концепции: автономная надежность (что подразумевает высокую степень безопасности), простота эксплуатации (интуитивно понятная система управления), а также возможность наслаждаться растущим качеством жизни (благодаря высокому качеству и долговечности продукта). Хотя Miimo и появилась на рынке роботизированных газонокосилок довольно поздно, реализованные в ней технические возможности обеспечили этой газонокосилке преимущество над существующими моделями других производителей.
Ограничительный провод, уложенный на газоне, используется для обозначения рабочего периметра газонокосилки Honda Miimo. Косилка получает сигналы, генерируемые ограничительным проводом, распознавая область, где необходимо выполнить кошение. Другие роботизированные газонокосилки используют аналогичную систему, однако качество их работы в значительной мере обусловлено качеством принимаемого сигнала. Honda разработала собственную устойчивую систему управляющих сигналов, которая тщательнейшим образом учитывает помехи от находящихся по близости излучающих устройств, гарантируя тем самым бесперебойную работу Miimo.
Разработчики Miimo уделили большое внимание вопросам безопасности. Если по какой-то причине косилка переворачивается или отрывается от земли, лезвия ножа автоматически останавливаются. Если Miimo сталкивается с препятствием, она самостоятельно его объезжает и продолжает работу. Все датчики, контролирующие изменения обстановки, устанавливаются попарно, образуя дублирующую резервную систему. Поэтому, даже если один датчик выйдет из строя, другой, после идентификации отказа, обеспечит безопасную остановку двигателя.
Несмотря на то, что Miimo требует ввода простой программы, получив ее, она автоматически выполняет свою работу максимально эффективным образом.
Программа задает направления движения, заставляя Miimo обрабатывать всю площадь газона внутри рабочего периметра, регулярно подстригая траву и возвращая мелко нарезанную растительность на газон в качестве мульчи. Это избавляет от необходимости собирать состриженную траву. Когда газонокосилке требуется подзарядка, она самостоятельно возвращается к зарядной станции, а после того как батарея полностью зарядится, возобновляет работу. Кроме того, конструкция Miimo полностью водонепроницаема – вода не проникает в нее даже в дождливую погоду.
У Miimo три режима скашивания: произвольный, направленный и смешанный. Она может двигаться вверх по поверхностям с уклоном до 25 градусов, а также в поперечном направлении (вернее, по диагонали вверх по склону), что обеспечивает эффективную работу независимо от изменений рельефа.
Значительное внимание специалисты Honda уделили и внешнему виду Miimo. Вместо привычного агрессивного угловатого дизайна газонокосилка имеет плавные округлые формы и напоминает, скорее, домашнего питомца, который прогуливается по лужайке – это одна из ее самых привлекательных особенностей. Miimo завоевала отличную репутацию в Европе благодаря своей безопасности, высокому качеству и производительности, а с недавнего времени она появилась в продаже и в Японии и Северной Америке.
Сегодня компания Honda предлагает широкий выбор газонокосилок и постоянно совершенствует модельный ряд в стремлении удовлетворять потребности своих покупателей. Газонокосилки Honda пользуются заслуженной любовью садоводов благодаря своей практичности. Miimo же может самостоятельно поддерживать газон в идеальном состоянии, контролируя его состояние 24 часа в сутки 365 дней в году.
«Делать людей счастливыми с помощью технологий» – такова основная философия Honda с момента выпуска двигателя Н-типа в 1953 году. Компания всегда стремилась и стремится облегчать бремя человеческого труда, освобождая драгоценное время для более важных дел. Полностью автоматизированные газонокосилки, такие как Miimo, заменяют ручной труд и идеально соответствуют назначению силовой техники компании Honda. И это ни в коем случае не конец пути; скорее, текущий этап следует рассматривать как начало новой эры производства еще более качественной и эффективной техники для стрижки газонов.
В Японии, стране, половина территории которой в зимнее время покрыта толстым слоем снега, непростую работу по расчистке дорог и тротуаров от снега традиционно выполняли и продолжают выполнять вручную. Так, в начале 1960-х гужевые сани по-прежнему обеспечивали большую часть зимних перевозок в этих заснеженных районах. Моторизованная техника здесь только начала появляться, и в обиход постепенно входили механические снегоочистители, которые использовались для расчистки основных дорог.
Такая крупногабаритная техника зачастую производила много шума и была сложна в эксплуатации, поэтому простое население, как правило, предпочитало убирать снег вручную – с помощью лопат. С наступлением эпохи экономического роста в японские города в большом количестве в поисках работы потянулась молодежь, что лишь усугубило нехватку рабочей силы для уборки снега в межсезонье. Эта тяжкая ноша легла на плечи женщин, детей и пожилых людей, оставшихся в заснеженных деревнях и селах.
В Соединенных Штатах, где практически каждая семья имела как минимум одну машину, домохозяйства в регионах, подверженных сильным снегопадам, уже вовсю пользовались возможностями компактных снегоуборщиков. В середине 1970-х годов начался импорт американских снегоуборщиков в Японию. Но оказалось, что легкий американский снежок не шел ни в какое сравнение с мокрым и плотным снегом, покрывающим большую часть Страны восходящего солнца.
К этому времени компания Honda уже производила и продавала определенный ассортимент сельскохозяйственной техники и генераторов, облегчая нагрузку на домохозяйства за счет уменьшения доли ручного труда. Осознавая, какую важную роль на пути к повсеместной механизации играют снегоуборщики, Honda в 1978 году приступила к проектированию и разработке таких агрегатов.
Но даже внути страны качество снега от региона к региону разнилось — на Хоккайдо лежал более легкий и сухой снег, тогда как для побережья Японского моря были характерны влажные обильные снегопады. Плотность снега тоже могла варьироваться — свежевыпавший снег, плотный наст, снег, упавший с крыш, снежная крошка и т.д. имели разную плотность. В рамках деятельности по разработке снегоуборщиков специалисты Honda исследовали все виды снега, которые смогли идентифицировать, не только на территории Японии, но также в Канаде и даже вблизи Южного полюса.
В 1980 году Honda выпустила свой первый компактный снегоуборщик HS35 Snowler. Принцип работы этого снегоуборщика заключался в захвате снега с помощью дискообразного ножа, так называемого шнека, и выбрасывании его из выпускного желоба с помощью крыльчатки. В стандартном исполнении такой механизм, как правило, был роторного типа. Компания Honda сосредоточилась на системе управления электроприводом и разработала гораздо более простой набор элементов управления. После того, как пользователь запускал двигатель, все, что ему нужно было сделать, это зажать один из рычагов сцепления, после чего машина начинала захватывать и выбрасывать снег, убирая до 30 тонн снега в час.
В целях безопасности шнек и механическая часть были спроектированы таким образом, чтобы прекращать движение, как только пользователь отпустит рычаг сцепления. Складной руль модели HS35 Snowler также облегчал хранение снегоуборщика в период, когда он не использовался, а его относительно небольшой вес – всего лишь 45 кг – еще больше снижал рабочую нагрузку в зимний период.
Новая задача Honda заключалась в разработке снегоуборщика, который сможет обеспечивать эффективную работу на больших площадях. Однако уборка большого количества снега подразумевала нечто существенно большее, чем размещение мощного двигателя на крупногабаритных шасси. Руководствуясь задачами эффективности, Honda сконцентрировалась на регулировке скоростей сообразно нагрузке (или количеству снега) и на том, где именно и каким образом будет происходить выгрузка снега.
В стремлении упростить систему регулировки скорости Компания постоянно применяла инновационные методы. И хотя более крупный шнек мог захватывать больше снега, увеличивая нагрузку, это также значительно снижало обороты двигателя, иногда приводя к его остановке или движению снегоуборщика по неубранному снегу без его захвата. Во избежание подобных ситуаций требовалось разработать такой способ регулировки скорости при одновременном снижении нагрузки во время уборки снега, который позволил бы поддерживать более высокие обороты двигателя.
Выпуск модели HS70 Snowler в 1984 году решил описанные выше проблемы с помощью комбинации 3 передних и 1 задней передач. Такая конструкция сцепления позволила пользователям легко переключаться между 3 передачами, регулируя скорость движения. Модели HS870S и HS660S Snowler, выпущенные в 1989 году, также были оснащены гидростатической трансмиссией (HST), что позволяло пользователям непрерывно регулировать скорость и направление движения (вперед и назад) с помощью одного единственного рычага, не задумываясь о сцеплении.
В 2001 году среднегабаритный HS1390i Snowler сделал еще один шаг вперед в развитии снегоуборочной техники благодаря применению первой в мире гибридной системы, разработанной специально для снегоуборщиков. Эта гибридная модель использовала двигатель только для непосредственной уборки снега, в то время как два электромотора, установленные с обеих сторон, обеспечивали движение агрегата вперед и назад. Постоянно контролируя нагрузку на двигатель, главный электронный блок управления (ЭБУ) модели HS1390i также одновременно управлял электромоторами привода гусениц, автоматически регулируя его скорость. Такие электромоторы также обеспечивали более плавное движение и лучшую маневренность.
Среднегабаритный снегоуборщик HSMI1590i, представленный в 2005 году, был оснащен фирменным двигателем Honda iGX нового поколения с первым цифровым ЭБУ. Использование такого ЭБУ как для управления двигателем, так и для двусторонней связи с ЭБУ, управляющим электромоторами шасси, обеспечило возможность плавного регулирования скорости без задержек по времени.
Единая ручка управления позволяла пользователю легко выбирать один из трех режимов работы: автоматический режим для контроля скорости движения вперед и оборотов двигателя, силовой режим для поддержания максимальной мощности двигателя при выполнении работ, которые требовали большей мощности, и ручной режим, обеспечивающий работу снегоуборщика в стандартном ручном режиме. Это гарантировало, что практически каждый пользователь, будь то новичок или опытный специалист, мог управлять агрегатом, независимо от сложности задачи или уровня своих навыков.
В этот период компания Honda также внедрила ряд новых технических решений, разработанных специально для снегоуборщиков. Поскольку снегоуборщики роторного типа, как правило, используют около 70% мощности двигателя для фактического выброса снега из выпускного желоба, критически важным элементов работы была возможность изменения дальности и направления выброса при наведении на конкретную точку, а также возможность контроля безопасности в окружающей зоне.
В модели HS70 Snowler, выпущенной в 1984 году, использовалась двухступенчатая система, которая отделяла шнек от крыльчатки, тем самым увеличивая дальность выброса до 12 метров.
В 1989 году вышли модели HS870S и HS660S. Единый рычаг управления, которым они были оснащены, позволял быстро и точно задавать направление и угол выброса из выпускного желоба, управляемого дистанционно. В сочетании с новым квадратным выпускным отверстием это еще больше увеличило расстояние выброса. Новейшая модель Honda HSL2511, представленная в 2017 году, обладала максимальной дальностью выброса – до 26 метров.
Система автоматической регулировки скорости, реализованная в гибридных моделях Honda, одновременно повышает и безопасность, и эффективность, позволяя пользователям сосредоточиться непосредственно на уборке снега. ЭБУ системы управления двигателем помогает поддерживать постоянное число оборотов двигателя для более равномерного выброса. Это означает, что пользователям больше не нужно постоянно регулировать расстояние выброса вручную, что упрощает и без того несложную работу с агрегатом.
Выпущенные в 2013 году модели Honda HSS760nJX, HSS970nJX и HSS1170nJX были первыми в мире снегоуборщиками с технологией Cross-Auger. Изначально разработанная для линейки роторных культиваторов Honda Salad, технология Cross-Auger позволяет внутренним и внешним лопастями вращаться в противоположных направлениях.
При работе с плотным снегом или снегом, упавшим с крыш, обычные снегоуборщики нередко приподнимаются над поверхностью снежного покрова из-за реактивной силы шнека. В подобных случаях стандартные шнеки могут убрать снег лишь в несколько этапов, путем неоднократного перемещения назад и вперед по очищаемой поверхности. Технология Cross-Auger позволяет шнеку вращаться по часовой стрелке и против часовой стрелки, тем самым ограничивая действие этой реактивной силы и предотвращая подминание снега, что позволяет счищать даже плотный снег при равномерном продвижении снегоуборщика.
В 1995 году Honda пополнила свой ассортимент снегоуборочной техники высокомощным снегоуборщиком HS2512Z Snowfighter, демонстрирующим потрясающие рабочие качества.
Затем, в 2013 году, Honda выпустила модель HSL2511 с функцией Auger-Lift, которая была представлена еще в 2005 году с выходом среднегабаритной модели HSM1590i. Эта функция автоматически поднимает шнек, когда рычаг привода включает заднюю скорость, а затем, при включении передней скорость, возвращает его на ту же рабочую высоту. Модель также имеет кнопку сброса, которая позволяет одним нажатием перевести шнек в предустановленное положение или в полностью горизонтальное положение.
Кроме того, функция Auger Assist автоматически компенсирует наклон снегоуборщика, перемещая шнек в направлении, необходимом для сохранения стабилизации для равномерной уборки. Три эти функции объеденены в первой в мире системе Smart Auger. HSL2511 был также первым в мире снегоуборщиком с бензиновым двигателем с системой впрыска топлива с компьютерным управлением, которая призвана обеспечивать более легкий пуск и низкий расход топлива даже при низких температурах.
Компания Honda предлагает два дополнительных технических решения для уборки небольшого количества снега или для тех мест, где невозможно использовать снегоуборщик. Yukios SB800 – это компактный и простой в использовании лопаточный снегоочиститель, который может убирать снег в труднодоступных местах. Yukios-e – еще один компактный лопаточный снегоочиститель. Он оснащен системой электропривода, которую можно заряжать от бытовой электрической розетки. Кроме того, он практически бесшумен, что делает его идеальным вариантом для уборки снега в утреннее и вечернее время.
Снегоуборщики Honda всегда отражают предпочтения и запросы пользователей. Компания применяет инновационные решения и использует новейшие технологии, которые делают выполнение сложных работ проще и легче. Весь ассортимент красных снегоуборщиков Honda (впрочем, как и другой силовой техники Honda) отличает бесшумная работа, высокий уровень безопасности, долговечность и превосходные экологические характеристики. Продукция компании неизменно занимает лидирующие позиции как на японском, так и на мировых рынках.
Ручной механизированный инструмент – мотокосы, цепные пилы, воздуходувки, опрыскиватели и т. п. – используется повсеместно. Термин «ручной механизированный инструмент» обычно используется в отношении оснащенных мотором или двигателем инструментов, задача которых – помогать человеку в работе. В мире ежегодно продается более 40 миллионов единиц ручных механизированных инструментов (данные за 2013 год), из которых 47% являются режущими инструментами (например, газонокосилки).
Наиболее важными характеристиками двигателей, используемых в этих ручных инструментах, независимо от того, предназначены ли они для промышленного или домашнего использования, являются их размер и вес, поскольку они должны быть максимально компактными и легкими.
Первый универсальный двигатель Honda выпустила в 1953 году. Это был двухтактный двигатель H-типа, разработанный специально для ранцевого опрыскивателя, устройства, которое относится к категории ручного механизированного инструмента. При разработке двигателя H-типа акцент был сделан на компактную легковесную конструкцию, позволяющую уменьшить нагрузку на пользователя.
На тот момент использование алюминиевых литых деталей в конструкции двигателя было беспрецедентным решением. Легкий переносной двигатель H-типа стал в этом смысле пионером.
С другой стороны, универсальный четырехтактный двигатель T-типа, выпущенный Honda в следующем году, был разработан для обеспечения долговечности и экономии топлива в случае установки на сельскохозяйственную технику, но не в качестве двигателя для переносных устройств.
Двигатели, используемые для ручного механизированного инструмента, в основном представляли собой двухтактные модели; более простая конструкция и меньшее количество деталей делают их более легкими и компактными. Кроме того, благодаря возможности использования особой топливной смеси бензина и масла, двухтактные двигатели не требуют отдельных систем смазки. Это позволяет использовать их при наклоне под разными углами, что делает их идеальным решением для ручного механизированного инструмента. Топливная смесь бензина и масла также обеспечивает достаточную смазку двухтактного двигателя, благодаря чему он может работать без повреждений под любым углом.
С другой стороны, четырехтактные двигатели всегда проектировались таким образом, чтобы приток смазки осуществлялся из отдельного резервуара для моторного масла, который обычно располагался в поддоне картера, а это означает, что двигатели могло клинить, если угол наклона превышал 30°. Эти двигатели также имеют тяжелые редукторы управления клапанами достаточно замысловатой конструкции, поэтому в течение долгих лет считалось, что четырехтактные двигатели не подходят для ручного механизированного инструмента.
Очевидно, что двухтактный двигатель выигрывал за счет своего малого веса и удобства использования, однако его конструкция еще требовала значительных доработок. В особенности это касалось низких показателей экономии топлива, чрезмерного шума и вибрации. Они также выпускали в атмосферу дурнопахнущие отработавшие газы, что обычно сопровождалось вздымающимся шлейфом белого дыма. Кроме того, в 1996 году Калифорнийский совет по атмосферным ресурсам (CARB) выпустил правила, регулирующие выбросы отработавших газов малыми неавтомобильными двигателями (SORE), которые требовали снабжать двухтактные двигатели катализатором или аналогичным устройством из-за чрезмерных выбросов отработавших газов.
Введение в действие этих правил подтолкнуло компанию Honda к разработке четырехтактного двигателя специальной конструкции для ручных механизированных инструментов; он мог бы быть полезен людям и миру в целом, а также использоваться в будущем благодаря своей передовой технологии. В результате на свет появился двигатель М4-1 (что означало «первый четырехтактный двигатель размера мини»), задачей которого было обеспечить тот же уровень пригодности к эксплуатации, что и двухтактные двигатели.
Honda решила проблему облегчения четырехтактного двигателя, разработав такую конфигурацию верхнего клапана (OHV), в которой один и тот же пластиковый кулачок использовался для уменьшения размера и облегчения клапанного механизма. Также был использован легкий алюминиевый цилиндр Uniblock с высоким содержанием кремния и конструкцией без гильз, что исключало использование традиционной тяжелой железной гильзы цилиндра. Сухой вес двигателя 3,3 кг обеспечил компактность на уровне двухтактного двигателя.
Самой большой проблемой в конструкции этого нового четырехтактного двигателя была система подачи смазки. Она была успешно решена благодаря новой технологии, получившей название «роторная маслоотражательная насосная система смазки». В конструкции используется система смазки с сухим поддоном, в которой масляный резервуар отделен от картера, что предотвращает попадание масла в камеру сгорания независимо от угла наклона двигателя.
Возвратно-поступательное движение поршня создает импульсы давления внутри картера двигателя, которые работают как насос, втягивая масло из внешнего масляного бака через всасывающие отверстия в картере. Крыльчатки, прикрепленные к коленчатому валу, затем разбрызгивают моторное масло внутри двигателя, обеспечивая необходимую смазку.
Новая технология впервые в истории сделала возможным использование четырехтактного двигателя, который может вращаться на 360° без каких-либо неблагоприятных последствий.
Новый двигатель полностью соответствовал правилам Агентства по охране окружающей среды США (EPA) и Калифорнийского совета по атмосферным ресурсам (CARB) в отношении выбросов отработавших газов и не нуждался в каких-либо вспомогательных устройствах постобработки, как, например, катализаторы. Все вышеупомянутые особенности, в совокупности с превосходными показателями экономии топлива и экологическими характеристиками M4-1, позволяли говорить о технологическом прорыве, который совершила компания Honda с выпуском новых двигателей.
Двигатель М4-1 был выпущен в 1997 году. В том же году в продажу поступили GX22 (22,2 куб.см; 1 л.с./7000 об./мин.) и GX31 (31 куб.см; 1,5 л.с./7000 об./мин.). Эти двигатели использовались во многих ручных инструментах Honda, таких как мотокосы UMK422 и UMK431 Karimaru 4 и кусторезы, а также моторные ранцевые опрыскиватели WJR2210, 2215 и 2225.
С самого начала Honda уделяла пристальное внимание безопасности пользователей своих ручных механизированных инструментов, поставляя в качестве стандартных аксессуаров защитные очки, необходимые, к примеру, при работе с мотокосами. Впоследствии все производители мотокос стали включать в комплект защитные очки, однако Honda, начиная с самых первых своих моделей, сосредоточилась на защите пользователей и безопасности эксплуатации.
Первое поколение четырехтактных переносных двигателей GX22 и GX31 компания Honda поставляла многочисленным производителям переносной силовой техники в качестве изготовителя комплектного оборудования. Продажи этих двигателей побили все рекорды: было продано более 1,2 миллиона единиц.
Через несколько лет после выпуска двигателя М4-1 компания Honda, стремясь еще больше увеличить мощность, снизить вес и тем самым удовлетворить актуальные потребности клиентов, приступила к работе над двигателем М4-0. В централизованной компоновке масляная и клапанная камеры, необходимые для четырехтактного двигателя, были перемещены на новые позиции, что также сыграло ключевую роль при уменьшении размера и веса. Уникальная рамная конструкция была дополнена ноу-хау компании Honda – верхним расположением распределительного вала с недавно разработанным «самым маленьким в мире зубчатым ремнем». Объем двигателя также был увеличен (с 22,2 куб.см до 25 куб.см), что позволило улучшить соотношение мощности и веса на 30 % (по сравнению с M4-1) и значительно повысить привлекательность нового двигателя.
Кроме того, новая модель получила самые высокие оценки по результатам испытаний на соответствие правилам EPA, фаза 2, регулирующим выбросы отработавших газов малых неавтомобильных двигателей с искровым зажиганием (NSRI), которые считаются самыми строгими в мире. Непревзойденная экологическая эффективность была дополнительно продемонстрирована по результатам опережающих испытаний на соответствие положениям Директивы ЕС о выбросах отработавших газов внедорожной подвижной техникой (NRMM), фаза 2 (введенных в действие в 2007 году), а также положениям о добровольном регулировании выбросов Японской ассоциации производителей двигателей для наземной техники (LEMA; 2011), фаза 2.
Двигатель M4-0 был выпущен в 2002 году как модель GX25 (25 куб.см; 0,81 кВт [1,1 л.с.]/7000 об./ мин.). В следующем, 2003-м году появился более мощный двигатель GX35 (35 куб.см; 1,2 кВт [1,6 л.с.]/7000 об./мин.). Оба двигателя использовались в различных моделях мотокос и опрыскивателей, а также в других силовых агрегатах, как, например, в переносной воздуходувке Honda HHB25 (выпущенной в Японии в 2016 году).
Продажи двигателя М4-0 также осуществлялись на рынке оборудования, функционирующего на условиях комплектных поставок – Honda поставляла его другим производителям. В дополнение к ручному механизированному инструменту этот двигатель также нашел широкое применение в бытовых устройствах, таких как компактные культиваторы и водяные насосы, и промышленных агрегатах, к примеру, в трамбовочных формовочных машинах. В 2017 году исполнилось 15 лет с момента выхода на рынок моделей GX25 и GX35, однако на эти двигатели до сих пор приходится значительная доля продаж – более 700 000 единиц ежегодно.
На примере культиватора Honda F150, генератора E300 и газонокосилки HR21 можно сделать следующий ключевой вывод: чтобы продукт любой категории стал лидером продаж, при его разработке следует ориентироваться не только на текущую ситуацию, но и на грядущие возможные изменения потребительского рынка с перспективой на десять лет и более. Будучи самыми легкими в мире четырехтактными двигателями, модели GX25 и GX35 воплотили в себе перспективное видение Honda.
В начале 1940-х годов Япония все еще была, по сути, сельскохозяйственной страной. Почти половина ее населения, которое на тот момент составляло 72 миллиона человек, жила в селах и деревнях. Однако во время Второй мировой войны мужское население деревень было вынуждено вступать в армию, а с поражением Японии в 1945 году страна столкнулась с острой нехваткой рабочей силы.
К 1950-м годам эта нехватка еще более усугубилась на фоне необычайного экономического роста Японии в послевоенный период, когда молодые люди, которые, как предполагалось, должны были стать следующим поколением фермеров, покидали родные села, чтобы найти работу в городах. Такие внезапные изменения в сельскохозяйственной среде вынудили сельские общины в оперативном порядке принять на вооружение сельскохозяйственную технику с тем, чтобы восполнить нехватку рабочей силы и распространить экономический эффект модернизации на сельское хозяйство страны.
Большая часть сельскохозяйственной техники 1950-х годов, как, например, культиваторы или молотилки, были рассчитаны на работу от примитивных сельскохозяйственных двигателей, требующих использования ремней и шкивов. При этом, такая техника требовала углубленных знаний и навыков как для первоначальной настройки, так и для последующей эксплуатации, что делало трудным или почти невозможным ее эффективное использование не слишком опытными пользователями. Узлы и движущиеся части оборудования также часто не имели защитных кожухов, что в отсутствие каких-либо предохранительных элементов и систем делало их чрезвычайно опасными.
Всё это побудило одного из производителей сельхозоборудования обратиться к компании Honda с просьбой о создании двигателя, который мог бы приводить в действие переносной опыливатель. Итак, в 1953 году Honda разработала двухтактный двигатель Н-типа и вскоре приступила к поставкам двигателей общего назначения в качестве изготовителя комплектного оборудования (OEM). Вскоре были выпущены: четырехтактный двигатель Т-типа, более мощный двигатель VN-типа и другие двигатели, которым предстояло сыграть важную роль в модернизации сельского хозяйства Японии.
Двигатели Honda, поставляемые компанией в качестве изготовителя комплектного оборудования, позволили снизить нагрузку на фермеров благодаря новаторскому взгляду на различные аспекты механизации. Тем не менее, специалисты Honda вскоре поняли, что двигатели – это не более чем отдельные компоненты, и что единственный действенный способ облегчить работу фермеров – выпускать готовую комплектную продукцию. В связи с этим в 1958 году Honda основала отдел проектирования и разработки сельскохозяйственной техники.
Практически сразу началась работа по созданию культиватора – самой необходимой на тот момент сельскохозяйственной техники. В 1959 году Honda выпустила культиватор F150, первый в мире комплектный автономный силовой агрегат.
При работе над F150 основной идеей было создание действительно революционного культиватора, который бы на 10 лет опередил свое время. В результате получился относительно компактный и легкий культиватор, работать с которым мог практически каждый. Универсальности агрегату добавляла и возможность использования его в качестве тягача, что являлось существенным преимуществом, учитывая нехватку транспортных средств, характерную для Японии того времени.
Двигатель F150 устанавливался в перевернутом положении, то есть центр тяжести был смещен книзу, а встроенная коробка передач позволила получить более компактную конструкцию, оптимальную для ведения сельскохозяйственной деятельности в Японии. Смещенный книзу центр тяжести F150 повысил его устойчивость при работе, а автоматическое центробежное сцепление и трехступенчатая коробка передач обеспечили превосходные эксплуатационные характеристики. Некоторые предприятия даже использовали этот культиватор в качестве замены тягачу.
Все элементы управления F150 были расположены таким образом, что у пользователя отсутствовала необходимость отпускать руль, чтобы до них дотянуться. Центробежное сцепление, аналогичное используемому в скутеретте Super Cub, значительно упростило эксплуатацию культиватора. Руль также был оснащен амортизаторами для минимизации вибрации.
Запустить двигатель на более ранних моделях культиваторов было зачастую непросто. В случае же с F150 для запуска требовалось просто потянуть за удобно расположенный длинный рычаг.
Двигатель, механические компоненты и все движущиеся части нового культиватора были размещены внутри сплошного корпуса, который к тому же имел привлекательный внешний вид. Подобная компоновка не только значительно повысила общую безопасность, но и полностью изменила визуальное восприятие культиваторов, придав им элегантный современный вид за счет эргономичной конструкции и ярко-красного корпуса – все это позволило совершенно по-новому взглянуть на работу фермера.
Культиватор F150 был разработан компанией Honda на основе принципиально новой концепции, отличной от той, что была реализована во всех предшествующих моделях. Он оказался настолько популярным, что в народе появилось выражение, что «Honda за ночь перекрасила японские поля в красный». Для сельского хозяйства страны выпуск этого культиватора стал приятным потрясением. Он также оказал большое влияние на развитие сельскохозяйственной техники в последующие годы.
К 1960-м годам возрос спрос на культиваторы большой мощности, которые позволяли выполнять сельхозработы максимально эффективно. Чтобы удовлетворить спрос, Honda в 1961 году выпустила модель F190 с большим рабочим объемом двигателя и большей мощностью. В 1963 году культиватор F190 стал первым силовым агрегатом Honda, экспортируемым во Францию. Относительно компактный и легкий, но при этом мощный F190 получил высокую оценку за простоту эксплуатации и высокую производительность на небольших фермах, включая знаменитые французские виноградники. Последующие усовершенствования модели привели к выпуску в 1968 году еще более мощного культиватора F80. Все эти культиваторы, хоть и претерпели неоднократных изменений, имели одинаковую базовую конфигурацию и внешний вид F150 и достигли рекордных продаж за 13-летний период.
Запросы фермерского сообщества в 1970-х годах стали более разнообразными. Нужны были культиваторы и сельскохозяйственное оборудование, учитывающие специфику региона и тип возделываемых угодий. Компания Honda сумела удовлетворить все запросы, предложив широкую линейку разнообразной продукции. Культиватор F60 был выпущен как надежная, но недорогая модель, рассчитанная на меньшую нагрузку и выполнение более легких задач по сравнению с многоцелевым F190.
Культиватор F90, с другой стороны, был более крупной моделью и работал на самом первом дизельном двигателе Honda с воздушным охлаждением. Двигатель обеспечивал полную мощность в 9 лошадиных сил и позволял использовать культиватор для тяжелых сельскохозяйственных работ. Компактный портативный культиватор F25 весил всего 37 кг и имел удобный раскладной руль. Его двигатель также легко демонтировался и мог использоваться в качестве источника питания для насосов, молотилок и т. д.
В 70-е годы с повсеместным распространением культиваторов сельское хозяйство Японии вступило в переходный период. Под влиянием высоких темпов экономического роста Япония превращается из сельскохозяйственной страны в индустриальную. Население, занятое сельским хозяйством, значительно сокращается, а фермерство перестает быть уделом отдельных семей – им теперь, в основном, занимаются более крупные сельхозпредприятия, использующие габаритную и мощную технику. Сельскохозяйственная техника увеличилась в размерах, появилось множество агрегатов для выполнения специализированных задач.
В этот период жители японских городов все чаще стали заводить себе небольшие огороды на необрабатываемых сельскохозяйственных угодьях. Мелкое фермерство стало приятным хобби для многих городских жителей.
Компания Honda приняла очередной вызов и вскоре представила свой ответ на столь знаковые изменения в сельском хозяйстве. В 1980 году был выпущен компактный культиватор Comame F200, с которым легко мог справиться абсолютно любой человек без опыта работы с культиватором.
Comame F200 весил всего 25,5 килограмма, что облегчало его подъем и переноску, а благодаря складному рулю без проблем помещался в багажник автомобиля. Его можно было легко запустить, слегка потянув за шнур стартера, а удобно расположенные рычаги обеспечивали легкость управления. Модель Comame F200, вобравшая в себя весь обширный опыт Honda в производстве культиваторов, была, среди прочего, оснащена планетарным редуктором, что делало ее суперкомпактным агрегатом, который, в пику своему достаточно изящному внешнему виду, демонстрировал высокие характеристики производительности.
Comame F200 оказался идеальным помощником на небольших полях, в огородах, на горных участках или плодоводческих фермах, площади которых не позволяли задействовать крупную технику. Профессиональные фермеры также приобретали этот культиватор в гораздо больших количествах, чем первоначально ожидалось.
Реклама на телевидении и в СМИ увеличили популярность Comame F200 в качестве культиватора «для дачников». Его репутацию дополнительно укрепило участие на сельскохозяйственной выставке в Париже, что помогло в первый же год после выпуска модели достичь рекордного объема продаж в 40 с лишним тысяч культиваторов Comame F200 по всему миру.
Всплеск интереса к садовым культиваторам типа Comame F200 заставил других производителей использовать наименование «Comame» для собственных мини-культиваторов, что превратило его в синоним этих полезных агрегатов. Третья модель – Comame F220 – была выпущена в 2001 году, а в 2016 году с выпуском F220 компания представила уже четвертое поколение этих культиваторов. Общий объем продаж по всему миру достиг 550 000 единиц (по состоянию на 2016 год), что позволяет говорить о беспрецедентно долгосрочном успехе.
По мере того, как потребности на этом новом рынке сельскохозяйственной и садовой техники «для дачников» становились более разнообразными, все более очевидной становилась необходимость производства более легких и компактных культиваторов, которые стоили бы дешевле (или же наоборот — дороже, но были бы проще в эксплуатации). В ответ на сформировавшийся спрос компания Honda в 1993 году выпустила модель Mini Comame F110 – культиватор еще меньшего размера, специально разработанный для начинающих пользователей. Продолжением линейки в 2016 году стала модель Puchina FG201.
В 2003 году Honda выпустила культиватор Salad FF300, оснащенный двигателем Comame F220 с низким центром тяжести. Двигатель размещался в перевернутом положении, а лезвия были расположены в передней части, а не непосредственно внизу. Все это позволило создать модель высокого класса исполнения с отличными характеристиками курсовой устойчивости. Кроме того, культиватор был оснащен уникальной активной роторной системой Honda (ARS), которая вращает внутренние зубья переднего поворотного механизма в прямом направлении, а внешние зубья - в обратном, что позволяло поддерживать заданную глубину при обработке почвы.
В 2009 году в качестве специальной модели дачного класса была выпущена Pianta FV200. Акцент при ее разработке делался на удобстве заправки, хранения и переноски.
Pianta FV200 использует удобные имеющиеся в свободной продаже баллоны с СПГ (сжиженным пропаном) вместо обычного бензина, что позволяет более эффективно решать задачи по заправке и хранению топлива. Газовый баллон вставляется в специально спроектированный корпус и извлекается из него одним движением.
В действие FV200 приводит двигатель, созданный на основе бензинового двигателя модели Puchina FG201. В нем реализован уникальный функционал безопасности, в том числе клапан определения давления, который срабатывает при превышении уставки давления в топливопроводе, и отсечный клапан, который автоматически отключает подачу топлива при останове двигателя. Среди прочих новшеств – испаритель, использующий тепло отработавших газов для эффективного испарения топливного газа с учетом температуры окружающего воздуха во времена года, когда культиватор бывает задействован чаще всего (например, ранней весной при посевных работах).
Модель Puchina FV200 также была оснащена колесами, облегчающими маневрирование в ручном режиме, и имела собственную подставку и ящик для переноски, который можно было уместить в багажник автомобиля или хранить е в помещении. Все эти функции позволяли без труда заправлять, перемещать и хранить агрегат – а именно это и требуется от модели, которую используют дома или на даче.
Модели Pianta FV200 удалось вызвать еще больший интерес к культиваторам Honda и, соответственно, увеличить спрос на них. Кстати, 90 процентов покупателей были начинающими пользователями.
В связи с тем, что культивационные работы напрямую воздействуют на окружающую среду, культиваторы Honda отвечают самым строгим правилам, регламентирующим выброс отработавших газов и уровень шума как в Европе, так и в США. Они также демонстрируют отличные показатели экологичности и экономят топливо более эффективно, чем модели аналогичного класса, выпускаемые конкурентами.
Начиная с самой первой модели – F150, оказавшей огромное, по сути революционное влияние на сельское хозяйство и существенно облегчившей в свое время жизнь фермеров по всей Японии, культиваторы Honda по-настоящему эволюционировали в стремлении обеспечить потребности фермеров по всему миру и стали ключевым фактором повсеместного внедрения инновационных решений. Кроме того, компания Honda успешно адаптировалась к постоянным изменениям в сельскохозяйственном секторе страны путем разработки и производства сверхкомпактных дачных мотокультиваторов, до определнного времени не известных рынку, но захвативших сегодня столь значительную его часть. Благодаря этой разработке огромное число людей имеет возможность наслаждаться работой на дачных участках, в садах и огородах.
Если бы не F150, и если бы не Comame... Если бы Honda не стала производителем сельскохозяйственной техники, а продолжила выпускать двигатели, гибкое мышление ее специалистов и огромные технологические возможности так или иначе все равно оказали бы значительное влияние на развитие сельского хозяйства как в Японии, так и по всему миру.