8 (800) 555–77–11 Обратная связь
06 декабря, 2021

Что такое культиватор?

Культиватор – это машина, предназначенная для обработки почвы. Незаменимый помощник любого огородника, он поможет с подготовкой участка к посадкам – взрыхлить фрезами, нарезать гряды, а позже и окучить – для этих операция используют устройство под названием окучник. Некоторые модели могут также пахать почву плугом, а также убирать урожай корнеплодов, извлекая их на поверхность.
06 декабря, 2021
Honda предлагает несколько моделей культиваторов, которые сильно отличаются друг от друга по характеристикам и функциональным возможностям. Самый лёгкий культиватор Honda весит 17 кг, самый тяжелый – 62 кг, и уже одна только разница в весе показывает, что ассортимент и в самом деле обширный. Среди культиваторов Honda найдётся подходящая модель для любых участков, от пары-тройки «высоких грядок» на стандартных «шести сотках» до виноградника на гектар. В этой статье подробно расскажем об отличиях между разными моделями, тактике их применения, а также в целом о ключевых преимуществах культиваторов Honda.

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КУЛЬТИВАТОРОВ HONDA

Двигатель

Производителей культиваторов и родственных им мотоблоков в мире очень много, и у всех есть одна общая черта: во всём мире модели премиального класса у разных производителей оснащены двигателями Honda. Так что культиваторы Honda – это премиум-класс без каких-либо оговорок, потому что моторы у них, конечно же, только Honda, исключений здесь быть не может.

В чём причины выбора именно моторов Honda для культиваторов высшего класса? Они те же, что и в случае с садовыми тракторами, газонокосилками, или любой другой садовой и коммунальной техникой. Моторы Honda имеют очень высокий моторесурс, намного выше, чем у конструктивно очень похожих изделий множества китайских производителей. Двигатели Honda работают гораздо стабильнее, абсолютно равномерно, как на холостых оборотах, так и под нагрузкой. Они легко заводятся при любой погоде, даже после длительного простоя, и не требуют поистине шаманских «плясок с бубном» для запуска. Они предельно экологичны, соответствуют наиболее жёстким современным требованиям по выхлопным газам. Работают гораздо тише любых других моторов, так что вы не побеспокоите соседей по дачному участку работой культиватора или газонокосилки. Наконец, у моторов Honda реальная мощность полностью соответствует реальной. Несоответствие же данных по моторам многочисленных производителей второго и третьего эшелонов известно давно, и до сих пор остаётся актуальным.

Редуктор

Вторая по значимости деталь в любом культиваторе. Редуктор преобразует вращение вала двигателя во вращение фрез, меняя обороты. Бывают одноступенчатые редукторы, тогда у культиватора только одна скорость. Бывают многоступенчатые, тогда скоростей несколько, включая задний ход.

Конструктивно редукторы бывают разными, и механизм выбора передачи, если их несколько, тоже может быть разным. Наименее надёжным можно считать вариант с набором ремённых передач, каждая из которых включается отдельным рычагом, поджимающим нужный ремень с помощью подвижного ролика. Слабое место такого редуктора – большое количество ремней и тросиков, которые довольно быстро изнашиваются и в итоге ломаются. Более надёжны варианты, когда рычаг сцепления один, а выбор передачи осуществляется шестерёнчатым редуктором с помощью отдельного рычага. Для пользователя это выглядит как управление автомобилем с механической коробкой передач, и по сути такой редуктор и является близким аналогом МКПП, разве что порядок движений при включении передачи отличается.

Honda в своих культиваторах не использует варианты трансмиссии с большим количеством ремней. Либо червячный редуктор с одной передачей и центробежным сцеплением, либо механический многоступенчатый с переключением передач рычагом. Ременное сцепление установлено только на самой мощной модели. Поэтому у редукторов на культиваторах Honda срок службы тоже очень внушительный, под стать двигателям.

Эргономика

Обработка почвы требует физических усилий даже при использовании культиватора, поэтому удобство работы – это очень важный параметр. Высокая мощность или производительность, солидная ширина культивации, безусловно, весьма привлекательны… но от них мало толку, если через десять минут после запуска двигателя руки «сохнут» от бешеной вибрации рукояток управления, или кисть затекает от неудобного рычага сцепления, который постоянно давит на ладонь. В таких условиях мало кто сможет в полной мере воспользоваться плодами высокой производительности – придётся делать регулярные перерывы на отдых. А вот продуманной с точки зрения эргономики машиной можно работать часами, не испытывая усталости. Honda выпускает именно такие. Если говорить именно о вибрации, то он изначально очень низок благодаря качественно изготовленным и прекрасно сбалансированным моторам и редукторам, но и удобству работы уделено самое пристальное внимание. Там, где это необходимо, рукоятки изогнуты, и не просто так, а чтобы руки занимали наиболее естественное положение. У некоторых моделей предусмотрена регулировка рукояток по высоте или по углу поворота относительно продольной оси. Про лёгкий запуск двигателя можно даже не упоминать, он характерен для любых моторов Honda.

Как правильно работать культиватором?

Культивация фрезами – процедура не очень сложная. Включаешь передачу, фрезы начинают вращаться, и машина движется вперёд. В этот момент её надо остановить, чтобы она не бегала по участку на фрезах, а перекапывала ими землю. Необходимый тормоз в конструкции есть – он называется сошник. Он выглядит как массивный штырь, круглого или прямоугольного сечения, установленный позади культиватора. Надавливаешь на рукоятки, загоняя сошник в землю, и культиватор замирает на месте. А поскольку вращение фрез включено, то они заглубляются в почву и рыхлят её. Как только почувствовал, что на данном участке почва разрыхлена достаточно качественно – чуть приподнимаешь рукоятки, высвобождая сошник. Тормозящее усилие снижается, и машина ползёт вперёд, захватывая ещё не обработанную территорию. Регулируя глубину погружения сошника, можно менять скорость движения машины вперёд и, соответственно, скорость культивирования.

Если у машины несколько передач, то при культивировании нужно ставить первую, с минимальной скоростью вращения фрез. На излишне большой скорости они превращают почву буквально в пыль, а это совершенно не нужно. Задача – разрыхлить, можно даже с крупными комками – они всё равно довольно быстро осядут и рассыплются. Зато при «крупнокомковатой» структуре воздух и влага намного легче проникают вглубь.

Honda FG 201K1 DET

Лёгкий и компактный культиватор с относительно невысокой мощностью двигателя (1,3 кВт, или 1,9 л.с.) за один проход обрабатывает полосу шириной 30 см. Казалось бы, это очень немного, и многие начинают присматриваться к более мощным и тяжелым машинам с увеличенной производительностью. И тем самым совершают серьёзную ошибку, потому что такой вот «малыш», как FG 201K1 DET, имеет целый ряд серьёзных преимуществ. Да, он лёгкий, а для культиватора большой вес считается преимуществом, потому что за счёт веса машина меньше «прыгает» на твёрдой почве и эффективнее рыхлит её. Но зато FG 201K1 DET, весящий всего 17 кг, легко поднять даже одной рукой (для этого даже предусмотрена рукоятка) и, скажем, поставить на так называемые высокие грядки. Это достаточно популярный агротехнический приём – выращивание огородных культур в деревянных ящиках, засыпанных грунтом. Они нуждаются в регулярной обработке ровно в той же степени, что и обычные грядки, но «нормальный» (то есть большой, тяжелый и мощный) культиватор на таких грядках неприменим – тяжелый, или слишком громоздкий, без помощника не справиться. А «201-й» сможет в одиночку приподнять даже не самый физически сильный человек.

Второе распространённое заблуждение о лёгких культиваторах заключается в том, что они не способны обрабатывать «целину». Под «целиной» обычно подразумевается почва, которую не пахали и не культивировали в течение очень долгого времени, как минимум несколько лет. Если это ещё и плотная глинистая почва, то с ней справится разве что гусеничный трактор с плугом. Так что заблуждение здесь скорее в том, что для обработки такой почвы в принципе годится культиватор, даже тяжелый. В подобных ситуациях лучше всего для первой обработки использовать трактор, чтобы в дальнейшем спокойно и планомерно обрабатывать уже предварительно окультуренную почву. И не придется тогда покупать огромный культиватор весом под центнер и с шириной захвата около метра. Его возможности для подавляющего большинства потенциальных пользователей будут абсолютно избыточны, и машина будет в основном пылиться в сарае или гараже.

Однако FG 201K1 DET интересен тем, что способен обрабатывать даже очень плотно утрамбованный грунт. Во-первых, за счет относительно высокой скорости вращения фрез, почти 200 об/мин. А во-вторых, за счёт совершенно необычной тактики применения, которая работает только с такими же лёгкими машинами и неприменима в случае старших моделей Honda. Если мощные культиваторы удерживаешь на месте сошником, то у «младшего» возможны варианты. Можно работать так же, с помощью сошника – он есть в комплекте. А можно сделать иначе – отпустить его на расстояние вытянутых вперёд рук, и после этого подтягивать к себе. В этот момент получается работа по схеме встречного движения колёс и фрез, и фрезы рыхлят даже очень плотную почву гораздо эффективнее, чем при работе с сошником. А уж с регулярно обрабатываемой землёй эта модель справляется совершенно без усилий.

Таким образом, FG 201K1 DET идеально подходит для обработки небольших участков, с разрозненными грядками, в том числе «высокими», или приствольных кругов плодовых деревьев. Это своеобразное «высокоточное оружие» дачника в борьбе за урожай. Но только грядками область применения этой машины не ограничивается, к нему разработано оборудование, помогающее ухаживать за газонами. Например, аэратор, с помощью которого с газона вычёсывают мох и прочий мусор, накапливающийся в основании стеблей и затрудняющий проникновение влаги, света и воздуха к корням газонной травы. Или подрезчик кромок газона, с помощью которого формируют ровные края и не позволяют газону разрастаться неконтролируемо.

Honda FG 205 DE

У этого культиватора мощность двигателя такая же, что и у FG 201K1 DET. «Двести пятый» предназначен для решения тех же задач, что и «двести первый» - для обработки окультуренной почвы, но «газонный» функционал у него убран. Зато почвообрабатывающий усилен, например, ширина обрабатываемой полосы в полтора раза шире – до 45 см. И у FG 205 DE предусмотрена возможность установки половинного комплекта фрез, в этом случае ширина культивации снижается до 22 см. Такой приём полезен, когда нужно разрыхлить очень плотную почву, и с полным комплектом фрез процесс идёт недостаточно эффективно. Убираешь часть фрез, удельное давление на оставшиеся резко увеличивается, и машина рыхлит намного увереннее, пусть производительность при этом и сокращается. Частота вращения фрез у FG 205 DE существенно ниже – всего 135 об/мин, с точки зрения агротехники это даже лучше, чем высокие обороты у младшей модели, выше качество рыхления.

Весит FG 205 DE ненамного больше, чем FG 201K1 DET – 21 кг вместо 17 – и точно так же допускает возможность переноски с места на место силами одного, даже не самого физически крепкого, человека. Для этого оба культиватора оснащены удобной рукояткой. «Двести пятый» точно так же может использоваться для работы на «высоких» грядках. С его шириной культивации это довольно-таки удобно – обычно ширина таких грядок колеблется в диапазоне от полуметра до метра, и с помощью FG 205 DE можно пройти их буквально в два прохода. Помимо рукоятки, у «двести пятого» есть ещё и пара транспортировочных колёс, устанавливаемых вместо сошника – его можно не только носить, но и катить по земле.

Honda F220К1 DE Т2

Несмотря на внешнее сходство, это уже машина совершенно другого класса, по сравнению с описанными выше FG 201K1 DET и FG 205 DE. F220K1 DE T2 по своей компоновке – это уже «классический» культиватор, с транспортировочным колесом, на котором его перемещают между обрабатываемыми участками. Весит он 30 кг, рукоятки здесь уже нет (с таким весом поднять его проблематично), и для «высоких» грядок он уже неприменим, его сфера ответственности – обычные грядки.

Максимальная ширина культивации у F220K1 DE T2 – 54,5 см, есть возможность уменьшить её примерно вдвое, установив половинный комплект фрез. На самом деле именно F220K1 DE T2 по совокупности своих характеристик является оптимальным выбором для подавляющего большинства пользователей, задумывающихся о приобретении себе надёжного помощника в уходе за огородом. Довольно лёгкий, чтобы не нужно было прикладывать излишних усилий по доставке агрегата с места хранения в огород и обратно, и вместе с тем достаточно производительный благодаря приличной ширине культивации, он оптимально подходит даже для больших участков, в 15-20-25 «соток» (естественно, исходим из того, что не вся площадь отведена под обработку – ведь на участке обычно ещё дом, хозпостройки, газоны и т.д.).

Удобным «нововведением» по сравнению с младшими моделями стала регулировка рукоятки по высоте, что позволяет подобрать оптимальное положение под рост оператора или глубину культивации.

Honda FF 300 DE

FF 300 DE – это уникальная машина, аналогов которой в России нет. Она предназначена для рыхления междурядий, огромную популярность эта модель сыскала среди владельцев виноградников. Но подходит и для многих других культур. Важным отличием от остальных является то, что тактику применения любого другого культиватора Honda определяют, исходя из условий «на местности», а вот в случае с FF 300 DE наоборот, местность «адаптируют» под культиватор. Если предполагается работать именно им, то ширину междурядий подбирают таким образом, чтобы FF 300 DE полностью обрабатывал их за один проход. Чем же так привлекает именно эта модель, и в чём её уникальность?

FF 300 DE относится к относительно немного численному семейству культиваторов с так называемой активной фрезой. У обычного культиватора фрезы и рыхлят почву, и работают как колёса, обеспечивая поступательное движение вперёд. У машин с активной фрезой есть ещё и колёса, которые как раз таки и двигают машину вперёд – а фреза при этом может вращаться в обратном направлении, что повышает качество обработки. У FF 300 DE оригинальная конструкция редуктора, и фрезы вращаются попарно в разных направлениях: две внутренние – в одну сторону, внешние – в противоположную. Сзади расположены ведущие колёса, большого диаметра, но относительно узкие – они создают тяговое усилие, проталкивая машину вперёд. А спереди установлено ещё одно колесо, но если у обычных культиваторов оно чисто транспортировочное, то здесь с его помощью регулируют глубину обработки в диапазоне от 20 до 160 мм, выставляя это колесо на нужную высоту. Вообще конструктивно культиватор FF 300 DE близок к газонокосилкам, такая вот система регулировки глубины рыхления очень похожа на принцип поддержания постоянной высоты кошения газона.

Ширина обработки здесь регулируется, она составляет 41 или 28 см, но в отличие от других культиваторов, здесь также надо переставлять ведущие колёса, чтобы они не выдавались за пределы обработанной полосы. Для этого предусмотрены по два отверстия под шплинт на колёсных осях, их расставляют широко или узко, по необходимости, и фиксируют в выбранном положении.

Благодаря встречному вращению фрез и фиксированной глубине обработки FF 300 DE движется мягко, плавно и равномерно, совершенно не проявляет склонности к повышенной вибрации. Им можно управлять буквально одним пальцем, достаточно лишь придавить рычаг включения хода. Кстати, передач здесь много – три передних и одна задняя, причём из передних первая и вторая – рабочие, третью можно считать транспортной. Выбор передачи осуществляется рычагом, редуктор здесь шестерёнчатый, очень надёжный и долговечный.

Задняя передача нужна для удобства маневрирования, чтобы не приходилось вытаскивать культиватор назад из тупиков просто за счёт грубой силы. Здесь есть также механизм, облегчающий повороты – дифференциал. При работе он заблокирован, и ведущие колёса вращаются строго с одинаковой скоростью. Поворачивать при этом проблематично, дифференциал очень эффективно сопротивляется повороту. Для этого предусмотрена возможность временной разблокировки дифференциала с помощью рычага, после перевода которого в нужное положение машина разворачивается буквально сама.

Honda FJ 500 DER2

Самая мощная, тяжелая и высокопроизводительная модель в ассортименте Honda. На этот раз это вполне классическая конструкция, в отличие от FF 300 DE, где фрезы работают и на рыхление, и на перемещение культиватора вперёд.

FJ 500 DER2 весит 62 кг и способен за один проход обрабатывать полосу шириной до 80 см, в зависимости от количества установленных фрез. Здесь тоже очень надёжный и долговечный шестерёнчатый редуктор, как на FF 300 DE, только количество передач меньше – 2 передних и одна задняя. И сцепление ременное, поскольку двигатель здесь с горизонтальным коленвалом, а не вертикальным.

Интересная особенность машины в том, что воздухозаборник двигателя расположен внутри стойки рукоятки управления, которая фактически выполняет две функции: служит как непосредственно стойкой, так и «шнорхелем». В этом есть резон: чем выше воздухозаборник, тем меньше пыли попадает на фильтр, тем дольше он служит. А для культиватора это особенно актуально, ведь он пылит как никакая другая садовая техника.

Рукоятка управления у FJ 500 DER2 может не только регулироваться по высоте, но ещё и отклоняться вправо или влево. Это позволяет работать, идя не строго позади культиватора, а рядом с ним. Для обычной культивации это не особенно нужно, но FJ 500 DER2 способен также пахать и окучивать, и вот как раз для вспашки возможность идти рядом, по ещё не вспаханному участку, очень ценна – так намного легче.

Вспашка с оборотом пласта – это процедура, которую проводят поздней осенью, после первых заморозков. Её главная цель – борьба с вредителями, которые уже устроились на зимовку в почве. Переворот пласта вытаскивает их на поверхность, и они гибнут на морозе. Весной пахать нет необходимости, для подготовки земли к посевным работам прекрасно подходит культивация.

logo-Potrebitel copy.jpg
По материалам www.master-forum.ru: Официального сайта журналов «Инструменты», «GardenTools» и «Всё для стройки и ремонта» серии «Потребитель» 

Другие новости
В заказе товаров